Российско-Белорусское. По мотивам заметки Рейтер про нефть для Республики Беларусь.

eugen1962 19.01.2020 14:07 | Экономика 33

Фото: rbc.ru

Тут в Рейтер вышла заметка (EXPLAINER-Замещение российской нефти для Белоруссии — деньги в трубу), которая меня удивила поразительной забывчивостью этого авторитетного издания.

1. В прошлом году Рейтер неоднократно и, главное, правильно, акцентировали то, что цена Urals в порту Приморск и порту Усть-Луга отличается. В Приморске она выше, а в Усть-Луге — ниже. И это справедливо: нефтепроводы разные и химсостав Urals не тождественнен. Ну так а почему цена российской нефти для Республики Беларусь должна рассматриваться с опорой на цену именно там, где она (цена) выше (да и по той трубе нефть в РБ не идёт) — по Приморску, как это показывает Рейтер? Нефть в РБ идёт именно по той же самой трубе, по которой она попадает и в порт Усть-Луга. Это раз.

Об этом в Рейтер теперь, применительно к поставкам российской нефти в Беларусь, почему-то не упоминают.

2. В нижеприведенной статье Рейтер пишет о цене на условиях FOB (Urals/Приморск и «эталонная корзина Brent» с необозначенной географической привязкой). Напоминаю, что этот термин Инкотермс (FOB) подразумевает цену товара на борту судна. То есть, помимо экспортной пошлины, включает хранение в береговых ёмкостях, перевалку, сюрвей и затаможку нефти. Разумеется, это не бесплатные операции. Которые, в случае поставки нефти в Республику Беларусь, не осуществляются.

Так почему при поставке нефти из РФ в РБ экспортная пошлина вычитается при калькуляции цены с базой FOB (без разницы Urals или Brent, указанные затраты всё-равно есть в структуре цены), а эти затраты, которые российский поставщик не несет, поставляя нефть в Беларусь, не вычитаются (как и не несет поставщик затрат по транспортировке нефти от ЛПДС Унеча до порта Усть-Луга, которые также включены в цену нефти для РБ с базисом FOB)?

И разве не справедливо было бы уважаемому агенству (Рейтер) об этом хотя бы упомянуть, ведь это же дополнительная и необоснованная нагрузка в несколько десятков долларов США в 1 тонне нефти, а?

Ведь Рейтер пишет как раз о разнице в несколько десятков долларов на тонне, как о «фатальном» факторе:

«Тем не менее и при новом расчёте пошлины льготная цена на нефть для Белоруссии сохранилась бы даже при использовании прежней формулы, оставшись, по расчётам Рейтер, примерно на $60 за тонну ниже цены сорта Urals на базисе FOB Приморск.

Однако к окончанию налогового манёвра в 2024 году цена для белорусских заводов оказалась бы уже выше цены Urals на базисе FOB Приморск на $16-$17 за тонну (оценка сделана для текущего уровня международных цен на нефть)».

3. Ещё один пункт, вызвавший удивление в статье Рейтер, это про альтернативных поставщиков:

«Покупка альтернативных сортов сырья обойдется ещё дороже, полагают участники рынка. Казахстан и Азербайджан, к которым Минск обратился с просьбой о закупках сырья, продают партии своих сортов нефти дороже Urals».

Конечно из Азербайджана нефть дороже, да и логистика поставки (через Украину) не очень простая. Но напомню, что Казахстан экспортирует свою нефть в т.ч. через порт Усть-Луга по тем же и, иногда, более низким ценам, нежели российские поставщики. На внешний (вовне ЕАЭС) рынок.

В прошлом году Рейтер писали об этом в связи со скандалом — отгрузкой из Усть-Луги 6 танкеров казахстанским покупателям нефти, загрязненной хлорорганикой, а в этой статье, вот досада, — напрочь забыли об этом.

Да и Казахстан уже отгружал трубопроводным транспортом на НПЗ Республики Беларусь пробную партию нефти в 2017-м году. И хотя её объём был весьма незначителен (меньше танкерной партии, около 60 тыс.тн), так что на существенную скидку рассчитывать не приходилось, стоимость оказалась всего лишь на 11% выше российской, поставлявшейся в РБ в гигантских объёмах (18 млн.тн) тем же трубопроводным транспортом и по той же «Дружбе». Ж.Д. поставки нефти из Казахстана, разумеется, значительно дороже и вряд ли когда либо будут рентабельны.

«Есть ли жизнь на Марсе». Откуда Минск может взять альтернативную нефть и за сколько? Вадим СЕХОВИЧ, 08 января 2020, Ежедневник.

2017 г., нефть из РФ: 18,1 млн тонн на 5,3 млрд. долларов, средняя цена — 294 доллара за тонну;
нефть из Казахстана: 64,3 тыс. тонн на 21,1 млн. долларов, средняя цена — 328 доллара за тонну.

Разница: $34 за тонну или 11,6%.

2016 г., нефть из РФ: 18,1 млн тонн на 4,0 млрд. долларов, средняя цена — 219 доллара за тонну;
нефть из Казахстана: 44 тыс. тонн на 12,6 млн. долларов, средняя цена — 285 доллара за тонну.

Разница: $66 за тонну.

Пошлина на экспорт нефти из РФ с 1 февраля повысится на $1,3. 16.01.2020, ANGI.Ru

Москва. Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 февраля 2020 года составит $78,5 за тонну. Об этом следует из расчетов Минфина.

Средняя цена нефти Urals за период мониторинга с 15 декабря по 14 января составила $65,42711 за баррель, или $477,6 за тонну.

Средняя цена Urals без пошлины: $477,6 — $78,5 = $399,1 (за тн).

Вероятно, фирмы М.Гуцериева продают нефть НПЗ Республике Беларусь по этой цене.
По крайней мере, это коррелируется с неоднократно озвученной цифрой в 83% от «мировой цены», по которой покупает нефть Беларусь в наст. время.

Остальные российские поставщики нефти, видимо, предлагают нефть по цене, не менее $410 (за тн).

И, исходя из цены текущих фьючерсов на виртуальный Brent (а также усредненного дисконта Brent/Urals по реальным поставкам, — сейчас около $11 на 1 тн), очень похоже, что объявленная российскими поставщиками (не М.Гуцериевым) РБ цена не представляется привлекательной или дружественной.

Нефть дорожает: Brent — $64,44 за баррель, WTI — $58,23. 16.01.2020, ANGI.Ru

Москва. Нефть дорожает утром 16 января 2020 года после того, как США и Китай подписали первую фазу торгового соглашения, в рамках которого Пекин согласился увеличить закупки ряда услуг и товаров у Штатов. Об этом свидетельствуют данные торгов.

По состоянию на 8.01 мск цена мартовских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent росла на 0,69%, до $64,44 за баррель (около $470 за тн), февральских фьючерсов на нефть марки WTI — на 0,73%, до $58,23 за баррель.

Подписание первой части торговой сделки США и КНР состоялось в Вашингтоне в среду вечером. Документ был подписан американским президентом Дональдом Трампом, от Китая документ подписал вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ.

EXPLAINER-Замещение российской нефти для Белоруссии — деньги в трубу. 16.01.2020, Reuters

МОСКВА (Рейтер) — Белоруссия рассматривает несколько вариантов замены трубопроводных поставок российской нефти, но любой из них будет обходиться белорусским НПЗ существенно дороже существующей схемы, показывают расчёты Рейтер, сделанные на основе данных источников в отрасли.

Россия с начала 2020 года существенно сократила экспорт нефти в Белоруссию, не договорившись об условиях поставок и ценах на сырье, и Минск начал поиск альтернативных источников сырья.

Официальные предложения о покупке нефти для белорусских НПЗ были направлены, в частности, Казахстану и Азербайджану, Латвия заявила о заинтересованности в организации поставок морских партий нефти в Белоруссию.

Углубление конфликта угрожает перебоями транзита российской нефти Urals по трубопроводу “Дружба” в Европу, как это уже случалось в 2007 году.

Разногласия сторон связаны с ценой.

По словам президента Белоруссии Александра Лукашенко, “Россия хочет, чтобы мы купили у них нефть по ценам выше мировой”. При этом вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что “все договоренности — это частные коммерческие контракты” российских нефтяных компаний с белорусской стороной.

ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ

Российская нефть поступает в Белоруссию на два НПЗ страны — Мозырский и Новополоцкий — без уплаты таможенной пошлины, так как обе страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Цена поставок российской нефти определяется по формуле, которая действовала без изменений с 2012 года и позволяла поставщикам и покупателям делить между собой сэкономленную пошлину. Так, в декабре 2019 года, согласно расчетам Рейтер, цена нефти Urals c поставкой на НПЗ Белоруссии была примерно на $65 за тонну ниже цены на базисе FOB Приморск.

Структура ценовой формулы, согласно данным, полученным Рейтер от нефтетрейдеров, включала среднемесячную котировку североморской эталонной корзины Brent и усредненный среднемесячный дифференциал нефти российского сорта Urals.

Полученная величина пересчитывалась в доллары США за тонну, а затем к ней прибавлялась стоимость поставки от границы Белоруссии до НПЗ страны и вычиталась экспортная таможенная пошлина.

Итоговая сумма корректировалась на дифференциал, зафиксированный сторонами. До конца прошлого года он составлял минус $3,70 за тонну.

Именно этот дифференциал, по сведениям трейдеров, хочет изменить Белоруссия — примерно до $15 за тонну — тогда как российские нефтекомпании соглашаются не более чем на $6 за тонну.

КАРЕТА ПРЕВРАТИТСЯ В ТЫКВУ

Выгода для Белоруссии за счёт нулевой пошлины на экспорт российской нефти постепенно сходит на нет по мере проведения в РФ налогового манёвра, предусматривающего постепенный отказ от пошлины для всего нефтеэкспорта, а не только в рамках ЕАЭС.

Так, с января 2020 года корректирующий коэффициент в формуле расчета ставок вывозной таможенной пошлины на нефть снизился до 0,667 с 0,833 в 2019 году, а сама пошлина — до $77,20 за тонну в январе с $90,5 за тонну в декабре 2019-го.

Тем не менее и при новом расчёте пошлины льготная цена на нефть для Белоруссии сохранилась бы даже при использовании прежней формулы, оставшись, по расчётам Рейтер, примерно на $60 за тонну ниже цены сорта Urals на базисе FOB Приморск.

Однако к окончанию налогового манёвра в 2024 году цена для белорусских заводов оказалась бы уже выше цены Urals на базисе FOB Приморск на $16-$17 за тонну (оценка сделана для текущего уровня международных цен на нефть).

АЛЬТЕРНАТИВА БЕЗ ВАРИАНТОВ

Покупка морских партий Urals для поставки на НПЗ Белоруссии вместо трубопроводных поставок потребует уплаты таможенной пошлины и в текущих условиях не может быть выгодной, говорят трейдеры.

Кроме пошлины белорусским покупателям придётся нести дополнительные затраты на доставку сырья из Приморска или Усть-Луги в прибалтийские порты, его перевалку и поставку на заводы республики железнодорожным транспортом.

Покупка альтернативных сортов сырья обойдется ещё дороже, полагают участники рынка. Казахстан и Азербайджан, к которым Минск обратился с просьбой о закупках сырья, продают партии своих сортов нефти дороже Urals.

Например, азербайджанский сорт Azeri Light в последние дни торгуется с премией выше $3 за баррель к датированному эталону, в то время как сорт CPC Blend с отгрузкой из российского порта Южная Озереевка предлагается со скидкой около $1 за баррель на базисе CIF Аугуста, показали данные в терминале Refinitiv Eikon.

При этом сейчас скидка на Urals составляет около $1,5 за баррель к эталону.

В прошлом Белоруссия неоднократно грозила Москве отказом от закупок Urals в пользу альтернативных сортов, и даже поставляла легкие сорта Santa Barbara и Azeri Light на свои заводы, однако поставки носили эпизодический и демонстративный характер.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора