Либеральный университет

Русранд Рустем Ринатович Вахитов 23.09.2020 18:17 | Общество 36

В Интернете идет дискуссия по поводу увольнений преподавателей ВШЭ за «либеральные взгляды». Одна сторона заявляет, что политическим активистам прозападного толка не место в заведение, которое задумывалось как «образцовый отечественный университет». Другие возражают — университет-де не может не быть свободным и либеральным по самой природе.

Если можно «встрять» со своим мнением (я все-таки несколько лет своей жизни отдал изучению «истории и философии университетов»), то я бы предположил, что не правы обе стороны.

Не думаю, что хорошая идея — увольнять преподавателей за их политические взгляды (если, конечно, преподаватель в аудитории не занимается примитивной партийной вербовкой, а честно выполняет свой профессиональный долг, то есть — пардон за стиль! — несет знания и будит умы). В конце концов, какая вам разница, каких взглядов на политику придерживается врач, который будет вас лечить? — главное, чтоб он был хорошим врачом.

Но и россказни о том, что университет должен быть «свободным» и «либеральным» и такой университет ведет к созданию «свободного и либерального» общества и государства, не соответствуют истине. Ничего лучше прусского исследовательского гумбольдтовского университета, как известно, в этой области создано не было. Но гумбольдтовский университет существовал внутри самого что ни на есть авторитарного государства — прусской монархии, воплотившей вольфианский идеал «полицайштаат». Да и в самом университете порядки царили суровые — профессоров назначал лично министр и они были не вольными интеллектуалами, а… госслужащими!

Но самое главное — существующий внутри авторитарного государства и университета оазис академических свобод (прежде всего, свободы преподавания и обучения) вовсе не привел к конвертации этих свобод в политические и к радикализации общества. Наоборот, еще в 19 веке было замечено: по-своему «свободный» немецкий университет помогал как можно дольше сохраниться авторитарным немецкому обществу и государству и наоборот — авторитарные французский и российский университеты, вопреки всем своим усилиям, де-факто помогали распространению революционных настроений и раскачиванию общества. На это обратил внимание, например, Кавелин, которого министерство отправило в командировку, дабы изучить положение дел в университетах Европы перед реформой российских университетов.

Выпускники немецкого университета, которые в годы учебы вкусили академических свобод, выходили из стен университета добропорядочными вполне консервативными чиновниками, выпускники российских университетов, которые учились по обязательной программе, подвергнутой жесточайшей цензуре, выходили отъявленными революционерами.

То же самое, кстати, повторяется сейчас: я помню ВШЭ и московские университеты эпохи нулевых: там царила почти полная (по сравнению с сегодняшним днем) свобода и они выпускали вполне миролюбивых сислибов, теперь «гайки закручиваются все туже», дошло до увольнений по политическим причинам — и выпускники сплошь — радикальные либертианцы и страстные уличные революционеры. Итак, чем меньше свобод во время учебы — тем большие политические радикалы выпускники, парадоксально, но это так.

Кавелин это объясняет просто: «для учащейся молодежи полезно или вредно не то, что она знает, а то, как знает… нет ложного учения, которое было бы вредно для учащейся молодежи, если оно изложено со всеми доводами в пользу против и только в строго научной теоретической форме». Иначе говоря, если либертианство (которое лично мне, например, отвратительно) будет научно, критически анализироваться на лекциях, то его сторонников среди студентов будет меньше, чем если его запретят рассматривать или будут только громить и очернять, как раньше делали с немарксистскими учениями…

Одна из социальных функций западных университетов (в этом смысле американский университет — наследник немецкого) — дать студентам «пропустить через себя» все радикальные учения, потом подвергнуть их критике и выйти из стен университета профессионалами с «холодной головой». У нас же, изгоняя преподавателей — либералов добиваются противоположного — студенты сами проникаются этими учениями (еще и превратно и примитивно понятыми), а до стадии критического анализа просто не доходят…

Рустем Вахитов

Источник


Автор Рустем Ринатович Вахитов — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Башкирского государственного университета, г. Уфа., исследователь евразийства и традиционализма, замечательный политический публицист и мыслитель.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю